Художественные фильмы на античную тематику: Медея, Эдип, Электра, Кассандра, Гекуба. Клеопатра, Гипатия Александрийская, Сократ, Гай Петроний, Нерон 1. «Клеопатра» (1963) Джозеф Манкевич 2. «Медея» (1969) Пьер Паоло Пазолини 3. «Царь Эдип» (1967) Пьер Паоло Пазолини 4. «Камо грядеши» (1951) Мервин Лерой 5. «Сатирикон» (1969) Федерико Феллини 6. «Агора» (2009) Алехандро Аменабар 7. «Электра» (1962) Михалис Какояннис 8. «Троянки» (1971) Михалис Какояннис 9. «Сократ» (1971) Роберто Росселини 10. «Медея» (1988) Ларс фон Триер 1. «Клеопатра» (1963) Джозеф Манкевич Пеплум, драма режиссера Джозефа Манкевича. Одна из вершин жанра, а также одна из наиболее известных работ актерского дуэта Элизабет Тейлор и Ричарда Бертона. Картина повествует о событиях 48—30 годов до н. э., рассказывая историю жизни и смерти Клеопатры, ее отношений с Юлием Цезарем и Марком Антонием. Съемки фильма прошли в Италии, Испании и Англии. Четыре выигранные премии «Оскар». Прекрасная Клеопатра, знаменитая царица Египта, готова на все ради сохранения величия своего народа. Соблазняя великих правителей Рима — Цезаря, Марка Антония — она мечтает об объединении Египта и Рима в одну большую империю. 2. «Медея» (1969) Пьер Паоло Пазолини Картина Пьера Паоло Пазолини по мотивам одноименной трагедии Еврипида. Оперная певица Мария Каллас сыграла в «Медее» свою единственную роль в кино. Фильм продолжает культурно-исторический цикл Пазолини, начатый им двумя годами ранее лентой «Царь Эдип». Двигаясь из глубины веков, от античности к новым временам, он стремился не только противопоставить разные цивилизации и миры. В архаичной, с точки зрения современного человека, давней действительности заложен, помимо истока европейской культуры новых времён, также и ее будущий распад и крах. Фильм является вольным изложением цикла древнегреческих мифов об аргонавтах и их плавании в Колхиду за золотым руном. Царство Медеи показано как обиталище безропотных жертв, занятых в кровавом культе, представляющим собой явную отсылку к христианской евхаристии. Аргонавты, напротив, предстают отнюдь не романтично героически, а скорее напоминают наемников-мародеров. Отношения Медеи и Ясона после возвращения в Элладу показаны сообразно трагедии Еврипида. Пазолини дважды изображает историю мести Медеи, убившей Главку — новую жену Ясона и своих сыновей от него, с различных точек зрения, так что невозможно понять: сон ли это оставленной Медеи или же мифологизированное отражение ужасной человеческой трагедии. 3. «Царь Эдип» (1967) Пьер Паоло Пазолини Фильм снят по трагедии Софокла — мифу об Эдипе, убившем своего отца и женившемся на своей матери. Оракул предсказал отцу Эдипа, что он умрет от рук собственного сына, и маленький Эдип был изгнан из дворца... «Царь Эдип» занимает одну из ключевых позиций в творчестве выдающегося итальянского режиссера Пьера Паоло Пазолини, знаменуя его переход к более условному, мифологическому, культурологическому кинематографу. Наряду с предпринятым «путешествием» вглубь веков и иных культур, к первоистокам цивилизации, Пазолини погружается и в собственную память, тайники души, подвалы подсознания. Легенда об Эдипе, который, совсем не зная того, убил своего отца и женился на собственной матери, сопоставляется даже не с воспоминаниями, а с некими представлениями-прозрениями автора о периоде младенчества, когда помимо воли, подспудно закладывалась вся его судьба, будущая жизнь, мотивы поведения, склонности и пристрастия. 4. «Камо грядеши» (1951) Мервин Лерой «Камо грядеши» (церк.-слав. куда идешь?) — пеплум американского режиссера Мервина Лероя. Экранизация культового романа Генрика Сенкевича. Восемь номинаций на премию «Оскар», две премии Золотой глобус. Римская империя I века н. э. Военные победы. Кровавые зрелища в амфитеатрах. Гонения на новую веру. Запретная любовь патриция к пленнице-христианке. Пожар в Вечном городе (дело рук одержимого манией величия Нерона). Приговор императору, вынесенный разгневанным народом... Генрик Сенкевич сумел воссоздать картину Рима тех времен с большой исторической достоверностью. Кроме «Анналов» Тацита, источниками ему послужили произведения других античных авторов, а также труды историков. По словам писателя, при написании ни одного другого романа он столько не работал с историческими документами. 5. «Сатирикон» (1969) Федерико Феллини Историческая фреска с элементами сатиры по мотивам одноименного романа Петрония. Грандиозная мистерия, воссоздающая на экране фантастический мир Римской Империи времен упадка. Фантасмагория Древнего Рима и герои фильма поразительно напоминают сегодняшнее общество и наших современников: наркотики, сексуальные отношения всех видов и мастей, стремление к «полной свободе». Сюжет романа Гая Петрония сильно изменен режиссером. Однако как и в первоисточнике, действие разворачивается в эпоху правления Нерона вокруг красивого юноши Энколпия, ищущего своего молодого любовника, сбежавшего с их общим другом, развратником Аскилтом. Феллини довольно свободно интерпретирует книгу, смело расставляет акценты там, где это ему более интересно. Премии «Оскар» и «Золотой глобус». 6. «Агора» (2009) Алехандро Аменабар (Гипатия Александрийская) Историческая драма Алехандро Аменабара рассказывает о судьбе Гипатии Александрийской — первой в истории известной женщине-ученом, философе, математике и астрономе. Она была очень умна и известна, к ее словам прислушивались правители... «К концу 4 столетия Римская Империя была на грани распада и все же Александрия, провинции Египет, все еще сохраняла большую часть своего великолепия. Город славился одним из чудес древнего мира легендарным маяком, а также величайшей библиотекой на Земле. Библиотека была не только культурным символом, но и религиозным местом где язычники поклонялись богам своих предков. Многовековому языческому культу города теперь противостояли еврейская вера и быстро распространяющаяся религия, еще до недавнего времени бывшая под запретом — христианство». 7. «Электра» (1962) Михалис Какояннис Экранизация мифа об Электре, желавшей отомстить за смерть своего отца Агамемнона и подстрекавшей брата Ореста на убийство собственной матери Клитемнестры и ее любовника. Первая экранизация Еврипида, осуществленная Михалисом Какояннисом — греческим кинорежиссером, часто обращавшимся к произведениям классической античной драматургии. Большинство его работ основаны на произведениях древнегреческой литературы. Стремясь по возможности приблизить «Электру» к особенностям постановки на античном театре, режиссер использовал минимум выразительных средств, отказавшись от пышных декораций и значительной массовки. Роджер Эберт писал, что «Электра», напряженность которой подобна свернувшейся змее, является лучшей из всех когда либо сделанных экранизаций греческой трагедии. Успеху картины способствовала музыка Микиса Теодоракиса, оживлявшая строгость мизансцен. На Каннском фестивале фильм получил технический гран-при, приз за лучшую экранизацию и номинировался на Золотую пальмовую ветвь. На кинофестивале в Фессалонике в 1962 лента получила девять призов. В 1963 номинировался на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Также получил премию за лучшую экранизацию на Берлинском кинофестивале 1963, и многие другие награды. 8. «Троянки» (1971) Михалис Какояннис Женщины только что покоренного города ожидают своей участи; победитель решает казнить Астианакса, единственного законного наследника Трои... Вторая экранизация афинского трагика, предпринятая Какояннисом через десять лет после первой. Антигламурное, антипафосное, противопоставленное какой угодно глянцевости произведение. Актрисы ошеломительно сыграли нескольких троянок, о которых поведали древние мифы. Неистовая Кассандра, преданная памяти Гектора притягательная и талантливая Андромаха, чья участь пожалуй наиболее душераздирающая. Старая Гекуба, потрясающе воплощённая на экране несгибаемой Кэтрин Хепберн. 9. «Сократ» (1971) Роберто Росселини Фильм великого Роберто Росселлини о последних днях жизни Сократа. Режиссер дает нам возможность увидеть дискуссии Сократа на рынке и политические события, которые привели Сократа в суд. Действие фильма начинается после поражения Афин в Пелопоннесской войне, когда к власти приходит группа так называемых Тридцати тиранов. Хотя философ Сократ не принимает в этих событиях непосредственного участия, его личность и поучения вызывают все большее раздражение в афинском обществе, ведь он был наставником как виновника поражения Алкивиада, так и самого жестокого из тиранов Крития. Уже после возвращения в Афины демократии разворачивается суд над Сократом, обвинённым в непочитании богов и развращении молодежи... 10. «Медея» (1988) Ларс фон Триер Из всевозможных трактовок образа загадочной колхидской царевны Ларс фон Триер избрал наиболее жизненную интерпретацию мифа за авторством Еврипида, которая и через тысячи лет спустя все еще остается актуальной. Тягучая мрачная атмосфера и гипнотический эффект, которые создает тусклая, колеблющаяся картинка стали если не идеальным, то, во всяком случае, художественно оправданным способом визуализации всего нагромождения человеческих страданий. Сама героиня — постаревшая, сосредоточенная на собственном горе, великолепно сыграна. Безумна ли Медея? Вряд ли. Но в отличие от Триера, снявшего свою картину в сотнях оттенков тусклого, Медея не признает полутонов. Для нее есть или черное, или белое. И потому вся мощь ее любовного чувства, ставшего причиной многих злодеяний, предшествующих рассказанной истории, перерождается в равный по силе антипод. Ненависть ее абсолютна и холодна. Это не преступление в состоянии аффекта, это — единственный выход сознания, которое не признает компромиссов. Медея не зря наделена колдовскими способностями — это отдаляет ее от простых смертных с их возможностями смирения и прощения. У Медеи нет ни того, ни другого, по силе своих страстей она, скорее, античное божество, а потому может и миловать и, что в ее случае более верно, казнить. То, что она совершает — это даже не месть. Она забирает обратно то, что так щедро подарила человеку, не оценившему ни этот дар, ни ее саму. «Единственное, но страстное признание в любви к Дрейеру — фильм, являющий собой воплощение его неосуществленного замысла, экранизации античной трагедии. От Дрейера (Тарковского, Бергмана и других классиков) — невероятное пространство, воды и полотнища. От (фон) Триера — фатальный финиш».