Аудио- и радиоверсии психологических, фантастических, философских рассказов Федора Михайловича Достоевского
«Жизнь — целое искусство, жить значит сделать художественное произведение из самого себя...» («Петербургская летопись»)
1. «Сон смешного человека» (2016)
Исполнитель Владимир Аполлонов (Малков)
«Сон смешного человека. Фантастический рассказ» Ф. М. Достоевского, пронзительный и емкий, имеет глубокий философский подтекст. Главный герой – нелепый, смешной, одинокий человек, замкнувшийся в своих комплексах, отчаявшийся и потерявший веру, решает покончить с собой. Заснув с револьвером в руке, он видит сон, который становится для него откровением, меняет все его мировоззрение, открывает новый смысл жизни. «…Я видел истину, я видел и знаю, что люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле. Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей…»
2-4. «Повести и рассказы» (2015)
Исполнители Алексей Дубровский, Глеб Подгородинский
«Господин Прохарчин»
«Роман в девяти письмах»
«Слабое сердце»
В радиоверсии представлены ранние повести Ф. М. Достоевского, написанные в 40-е годы XIX века. В это время, после «Бедных людей», «Униженных и оскорбленных», к писателю пришло признание. Каждая из книг представляет большой интерес в контексте формирования мировоззрения писателя — будущего автора гениальных романов «Идиот» и «Братья Карамазовы». Повести «Господин Прохарчин», «Слабое сердце», «Роман в девяти письмах» — о жизни и трагическом финале маленьких зависимых людей, подверженных гонениям и унижениям. Уже в этих ранних произведениях вырисовывается мир героев Достоевского, наполненный психологическим реализмом и точностью переживаний. Достоевский фактически продолжил разрабатывать комплекс социально-психологических проблем, который был в центре его внимания в «Бедных людях», «Двойнике», а впоследствии нашел воплощение во всем его творчестве.
5. «Записки из подполья» (2003)
Исполнитель Вячеслав Герасимов
Повесть Ф. М. Достоевского, изданная в 1864 году. Повествование ведется от лица бывшего чиновника, который проживает в Петербурге. По своей проблематике предвещает идеи экзистенциализма. «Подполье» — аллегорический образ. Герой не имеет никакого отношения к революционной деятельности. Он вообще недеятелен, даже уже и не думает о ней. «Подполье» — иное название для атомарности. Ключевая фраза: «Я-то один, а они все». Мысль о личном превосходстве над остальными, как бы ничтожна не была жизнь, как бы не пресмыкался интеллигент, — квинтэссенция этой исповеди русского интеллигента. Герой, вернее антигерой, как он сам себя называет в конце, несчастен и жалок, но, кажется, он испытывает некоторое мазохистское удовольствие от этих мучений.
6-7. «Петербургская летопись» и «Петербургские сновидения» (2015)
Исполнитель Сергей Килессо
Невозможно переоценить талант и силу слова Федора Михайловича Достоевского. Как и большинство писателей, он не был оценен достойно при жизни. Но после смерти был признан классиком русской литературы. В аудиокниге с произведениями «Петербургская летопись» и «Петербургские сновидения» четко прослеживаются традиции русского реализма. Это интересные произведения не только с литературной точки зрения, но и с философской. Первые фельетоны – «Петербургская летопись» – были написаны до заключения и каторги автора, а «Петербургские сновидения» – сразу после.
Если в произведениях зрелого Достоевского тема Петербурга окрашена в трагические тона, то в «Петербургской летописи» в целом царят жизнеутверждающие городские мотивы, искренняя убежденность молодого публициста в «современный момент и идею настоящего момента», в силу и благо «направления Петрова». «Будущее его (Петербурга) еще в идее; но идея эта принадлежит Петру I, она воплощается, растет и укореняется с каждым днем не в одном петербургском болоте, но во всей России, которая вся живет одним Петербургом». В то же время на последних страницах очерков возникает образ «больного, странного и угрюмого Петербурга, в котором так скоро гибнет молодость, так скоро вянут надежды, так скоро портится здоровье и так скоро перерабатывается весь человек». Многие бытовые зарисовки фельетонов, чередовавшиеся с публицистическими рассуждениями Достоевского, позднее легли в основу нескольких прозаических работ писателя.
8. «Кроткая» (2014)
Исполнитель Виктор Вержбицкий
В ноябрьском выпуске «Дневника писателя» Достоевского за 1876 год было помещено одно из самых совершенных художественных произведений писателя – повесть «Кроткая». В оригинале автора — фантастический рассказ. Зарождение и развитие этого замысла можно проследить в «лаборатории» «Дневника». Автор с упорным и тревожным вниманием изучал факты самоубийств среди молодого поколения. «Право самоубийства у нас до того в последнее время усилились, писал он, что никто уж и не говорит об них. Русская земля как будто потеряла силу держать на себе людей... Так называемая "живая сила", живое чувство бытия, без которого ни одно общество жить не может и земля не стоит, решительно Бог знает куда уходит». Убила себя двадцатипятилетняя девушка – акушерка Писарева и оставила записку: очень устала, так устала, что захотелось отдохнуть. Достоевский дает глубокий анализ психологии «усталых душ»...
Материал подготовлен сообществом @arttraffic2